Статьи

Адаптационный период детей в школе раннего развития

Уважаемые родители, нянечки, бабушки!

Приводя деток на занятия в школу раннего развития (ШРР), помните, что ребенку необходимо привыкнуть к новым условиям, к незнакомым взрослым, детям, к преподавателю.

Ребенок приспосабливается к новым условиям, т. е. адаптируется. Человек живет в социальной среде, всюду его окружают люди, микрогруппы со своими определенными правилами. Будь то семья, работа, или любая другая группа людей, которая требует адекватных форм поведения.

Приведем живой пример, знакомый каждому родителю. Предлагаем вам посмотреть на ситуацию глазами ребенка.

Итак, ребенка привели первый раз в школу раннего развития. Ранее из общественных мест он посещал магазин, поликлинику. На магазин Школа раннего развития не похожа, к поликлинике у ребенка уже успело сложиться негативное отношение (уколы, процедуры). Увидев незнакомого человека (преподавателя) ребенок встревожился, прижался к маме, — она должна защитить. Но она почему-то вместо этого стала его переодевать и приговаривать «Чего ты испугался? Это школа, ты будешь здесь играть с детками, смотри, там малыши, много разных игрушек, пойдем, посмотрим».

Вы уже начали вживаться в роль этого малыша. Ничего не понимая, ребенок может стоять в нерешительности у дверей, плакать, капризничать. Это и есть проявления адаптации. Период адаптации — тяжелое время для малыша. В это время важно проявить максимум заботы, ласки и любви. Главное понять, что для ребенка это НОВАЯ ситуация, новая обстановка, требующая иных усилий, чем раньше от него требовалось. Именно поэтому ребенок растерян.

Насколько успешно ребенок справится с трудностями адаптационного периода зависит от нескольких факторов:

Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок обладает большей активностью всех систем организма, в том числе, и системы адаптационных механизмов. Он легче справляется с любыми трудностями.
Биологический фактор. Сюда можно отнести: токсикозы и заболевания во время беременности, осложнения при родах, заболевания периода новорожденности и в течение первых трех месяцев жизни малыша, а также частота заболеваемости. Любые неблагоприятные биологические факторы отражаются на адаптации ребенка.
Социальный фактор. Высокое значение имеет влияние социальной среды, которое проявляется уже после рождения ребенка и выражается в том, что малышу не обеспечивается правильный режим, соответствующий возрасту, достаточный дневной сон, правильная организация дня и т.д. Это приводит его к хроническому утомлению, задержке нервно-психического развития; нарушается нормальный ход формирования социальных потребностей в соответствии с возрастом. Также к социальному фактору относится то, в какой семье растет ребенок. Если ребенок растет в многодетной семье, с многочисленными родственниками, скорее всего, он адаптируется быстрее, чем ребенок, жизнь которого идет в однообразной обстановке с узким кругом общения. Такой ребенок гораздо хуже справляется с трудностями адаптационного периода.
Способность легко «перестраивать» организм к изменяющимся условиям. Это качество не формируется само по себе. Оно требует определенной тренировки, которая с возрастом усложняется, однако не должна превышать возрастных возможностей малыша. Ребенок не должен приходить в состояние стресса при каких-то необычных социальных ситуациях. Это умение формируется параллельно с развитием психики. Малыша надо ставить в такие условия, когда ему необходимо менять формы поведения. Вначале, это проявляется в мелочах: нельзя кричать на улице, некрасиво капризничать в гостях, надо уметь играть с другими детьми, в чем-то поступаясь своими интересами, и т.п. Но именно в таких, казалось бы, мелочах формируется «социальная зрелость» (сюда включаются и возможности к социальной адаптации).

Начиная с конца первого года жизни и на протяжении всего дошкольного детства социальная адаптация проявляется прежде всего во взаимоотношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. Нормой уровня социализации малыша конца первого года жизни является положительное эмоциональное общение со всеми окружающими его близкими людьми. На втором году жизни таким уровнем является желание ребенка общаться не только с близкими, но и с чужими взрослыми. На третьем году у детей постепенно формируется умение общаться и со взрослыми, и со сверстниками. Это умение совершенствуется на протяжении всего периода дошкольного детства.

Адаптация по степени тяжести делится на три вида: легкая, средней тяжести и тяжелая. При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение 2-3 занятий. Легко адаптируются дети с хорошим состоянием здоровья и положенным по возрасту уровнем социализации. Это те дети, которые испытывают потребность в активных самостоятельных действиях, в общении с взрослыми на познавательные темы. Сначала такие дети присматриваются, выбирают способы поведения с преподавателем и другими детьми, затем проявляют интерес ко всем предложенным заданиям.

Во время адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и происходят более длительно. При средней тяжести период адаптации проходит от 2 недель до 1 месяца. Ребенок с небольшим подозрением смотрит на преподавателя, незнакомых взрослых и других деток. В течение нескольких занятий он начинает немного осваиваться, но делает только то, что ему нравится, отказываясь играть с другими детьми. По истечении месяца ребенок полностью адаптируется в группе.

Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 1 до 3 и более месяцев). Хотя число таких детей относительно невелико (8-9%), все они требуют особого внимания. Ребенок, как правило, упорно избегает контактов с другими детьми, проявляет к ним агрессивное отношение или стремится к уединению. Отношение к взрослым избирательное. Эмоциональное состояние нарушено. Это выражается либо в плаче, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Ребенок капризничает, требует повышенного внимания. Улучшение такого состояния происходит медленно, возможны рецидивы плача и пассивности. Первые месяцы такие детки просто могут сидеть в сторонке, обнимая свою маму (бабушку, няню, папу).

Если подобная адаптация наблюдалась в периоде раннего детства, то она служит средством для прогноза дальнейшего поведения ребенка в подобных стрессовых для него ситуациях, например при поступлении в детский сад, школу.

Возможны случаи, когда адаптация в группе затруднена, тогда преподаватель рекомендует посещение индивидуальных занятий с психологом. Подобные индивидуальные занятия способствуют большему раскрытию ребенка, также идет процесс привыкания к новому взрослому человеку, в дальнейшем не исключено что ребенок после индивидуальных занятий с легкостью адаптируется в группе.

Неправильно было бы думать, что ребенка надо охранять от социальной адаптации. Напротив следует с раннего детства тренировать систему адаптационных механизмов, увеличивать ее возможности, без которых человеку нельзя адекватно вести себя в разных социальных ситуациях.

Легкое привыкание детей к новым социальным условиям во многом зависит от эмоционального состояния ребенка. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях.

Иногда адаптацию малыша осложняют большое пространство комнаты для занятий и оборудование, которые отличаются от обычной домашней обстановки. Помогает быстрее адаптироваться к новым условиям частое ласковое обращение к ребенку. Во время привыкания ребенка к условиям шрр ребенок проявляет интерес к окружающей обстановке, действуя активно и самостоятельно. Нельзя насильно вовлекать малыша в игру или приобщать к занятиям. Это возможно только если он активно отвечает на побуждение преподавателя и/или родителя к деятельности.

Каждый ребенок особенный, у каждого адаптация будет проходить по собственному сценарию. У одних легче и быстрее, у других затянется на долгое время. Поэтому, от родителей требуется большое терпение, мудрость и трудоспособность.

Рекомендации родителям в адаптационный период:
Первое время приводить ребенка на 10-15 минут раньше.
Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить одному и тому же члену семьи.
Разговаривать с ребенком о школе раннего развития и том, что там происходит. Играть дома в школу.
Помните, что период адаптации — сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.